Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

Военно-патриотическое и физическое воспитание

 

 

Военно-патриотическое и физическое воспитание как одно из направлений для успешного формирования гармонично развитой личности

 

М.А. Гусев, преподаватель-организатор ОБЖ

 МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

 

 

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Ему нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учится, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Назрела необходимость каждому учителю в школе, особенно в сегодняшних условиях пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

Я считаю, что в нынешних непростых условиях именно учитель должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей, формировать чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, потому что никто ничего не делает хорошо, если это против его воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим мастерство педагога, в частности педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Только любовь к своему отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Работа по патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и работников органов государственного управления, образовательных учреждений всех видов и типов.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становиться регулятором его собственного поведения к критериям оценки поведения других людей.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в устойчивость России. Сегодня эта работа стала одним из аспектов государственной политики, чему я очень рад. Эта государственная позиция, на многие годы определяют направление и характер деятельности школы в области патриотического и нравственного воспитания.

 

ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ воспитание гражданина – патриота, физически и нравственно развитого, способного учиться и работать на благо государства и в случае необходимости встать на его защиту.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

создание  эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания молодежи в школе;

формирование важнейших качеств гражданина - патриота: преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброта и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании российского общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой. Гражданин патриот должен уважать Конституцию Российской Федерации, другие ее законы.

 

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни.

Работа по военно-патриотическому воспитанию, проводимая мною в школе, идет по трем системообразующим направлениям:

*     Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

*     Проведение военно-спортивных игр

*     Взаимосвязь школьного и воинского коллективов

 

Для решения задач и целей военно-патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности я использую различные современные образовательные технологии:

 

 

ТЕХНОЛОГИИ

ТПФУЗ технология поэтапного формирования умственных знаний           

ТМО      технология модульного обучения

ТПО       технология проблемного обучения

ТП-ИС   технология проектно-исследовательской деятельности

ЛСЗ        лекционно-семинарско-зачетная система

ТС          технология сотрудничества

ИКТ       информационно-коммуникационные технологии

ИИТ       интерактивные игровые технологии

КСО       коллективная система обучения

ЗСТ        здоровьесберегающие технологии

 

 

 

 

Уроки в кабинете ОБЖ

 

Придерживаюсь системы организационных, дидактических принципов и принципов учебной деятельности обучения ОБЖ:

 

ПРИНЦИПЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

·        гуманистической направленности;

·        непрерывности и преемственности в обучении;

·        практичности.

·        научности;

·        прочности;

·        доступности;

·        наглядности.

·        сознательности и активности;

·        сочетания индивидуальных и коллективных форм работы;

·        ответственности.

 

Внеклассная работа, проводимая мною в школе, направлена на вовлечение молодого поколения в занятие физической культурой и спортом, на развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видах государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

 

 

При проведении внеклассной работы мною уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию обучающихся, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе. Проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами, вахты памяти, мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества и другие мероприятия. Обучающиеся с увлечением участвуют в разнообразных спортивных состязаниях и играх, которые проходят в школе.

 

 

Вахта памяти

 

В последние годы ребята с интересом занимаются в компьютерном классе, создавая компьютерные презентации, которые затем используются при проведении уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий.

 

 

Создание наглядных пособий, компьютерных презентаций, видеофильмов

 

Старшеклассники, являются помощниками при проведении школьных мероприятий и активными участниками мероприятий, проходящих на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

За последние годы растет количество обучающихся принимающих участие в разнообразных мероприятиях на различных уровнях.

Многолетнее применение системы военно-патриотического воспитания в школе имеет положительные результаты.

Мы живем в обществе, которое непрерывно развивается и трансформируется. Это требует от педагогов периодического переосмысления всех составляющих образовательно-воспитательного процесса, а также активного поиска инновационных методов в решении возникающих проблем в сфере образования.

 

 

 

Более подробную информацию о работе по военно-патриотическому воспитанию в школе Вы можете получить перейдя по ссылке. 

 

Фильм «Военно-патриотическое воспитание в школе».

 

Дата последнего обновления страницы 27.08.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения